Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Республики Дагестан

"Детско-юношеская спортивная школа с.Эндирей"

Футбол

 

Пояснительная записка

 

ФУТБОЛ (англ. football, от foot — нога и ball — мяч), спортивная командная игра, цель которой — забить как можно больше мячей в ворота соперника, и  не пропустить в свои, используя индивидуальное ведение и передачи мяча партнерам ногами, головой и др. частями тела — кроме рук. В матче побеждает команда, забившая больше голов.

По популярности и распространённости на планете футбол является игровым видом спорта номер один, членами международной федерации футбола (FIFA) являются 208 национальных футбольных федераций. Во многих странах эта игра является частью национальной культуры и объектом национальной гордости, что во многом определяет тот уровень интереса, который проявляется к футболу, и тем процессам, которые его окружают, во всем мире.

       Эта игра имеет огромный ряд особенностей и преимуществ которые делают ее такой популярной. Футбол общедоступен. Для того чтобы в него играть нужны только мяч, любая ровная площадка и ворота. Поэтому многие профессиональные игроки еще в детстве начали свой путь с «дворового» футбола. В эту игру может играть каждый, она проста и в то же время, интересна и зрелищна.

        В результате занятий футболом укрепляется опорно-двигательный аппарат,  укрепляются мышцы, улучшается работа кровеносной и дыхательной систем. Развивается ловкость, координация, быстрота реакции, игровое мышление, повышаются скоростно-силовые характеристики и выносливость, укрепляются морально-волевые качества игрока.

        Футбол — это прежде всего командная игра, где исход встречи зависит не столько от каждого игрока в отдельности, сколько от умения этими игроками взаимодействовать  друг с другом. Успех команды также зависит от скоростных и скоростно-силовых способностей футболистов,  умения делать грамотные передачи, видеть партнера по команде и молниеносно принимать решения. Но футбол основан  не только на командных взаимодействиях и тактике, но и на индивидуальной техники каждого игрока, умения нанести удар, обвести противника, обыгрывать соперника. Все эти качества требуют огромной физической и технической подготовленности и нарабатываются путем  многолетних тренировок. 

    Структура системы спортивной подготовки футболистов.

  Спортивная подготовка футболистов —  многолетний целенаправленный процесс, представляющий собой единую организационную систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм подготовки спортсменов всех возрастных групп. Для реализации многолетней спортивной подготовки футболистов в ДЮСШ была разработана данная предпрофессиональная программа спортивной подготовки.

    Изучение программного материала рассчитано на дух этапах спортивной подготовки: начальной подготовки (НП) и тренировочном (Т) .

 

 

Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст для зачисления на этапы спортивной подготовки и  наполняемость групп.

  Этапы спортивной  
     подготовки     

 Продолжительность  этапов (в годах) 

  Минимальный возраст для 
 зачисления в 
 группы (лет) 

Оптимальная  наполняемость групп    
   (человек)  

Максимальное кол-во чел в группе

   Этап начальной   
     подготовки      (НП)

      До 3 лет 

       8    

12-14

20-25

 Тренировочный этап 
      (Т)

Начальная специализация

     2    года 

     10 

12-14

20

Углубленная специализация

3 года

 13

12-14

14

   Завершение обучения на каждом этапе и возможность перехода обучения на следующий этап осуществляется по результатам  тестирования, включающего в себя определение уровня физической подготовленности, технического мастерства и выполнения спортивных разрядов.

   Для спортсменов, планирующих поступление в образовательные организации профессионального образования, реализующих основные профессиональные программы в области физической культуры и спорта, срок освоения программы может быть увеличен до 2 лет.

  Тренировочный процесс организуется в соответствии с годовым тренировочным планом.  Для обеспечения круглогодичности спортивной подготовки и активного отдыха (восстановления) лиц, проходящих спортивную подготовку организуются  спортивно-оздоровительный лагерь и тренировочные сборы (ТС). В период каникул иво время ТС учебная нагрузка увеличивается с таким расчетом, чтобы общий объем годового тренировочного плана данной группы был выполнен полностью.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

  Тренировочный процесс организуется в течении всего календарного года в соответствии с годовым календарным  планом, рассчитанным на 44 недели.

Основные формы организации тренировочного процесса:

-групповые тренировочные занятия,

-индивидуальные тренировочные занятия, проводимые с несколькими занимающимися, объединенными в команду для подготовки к участию в соревнованиях,

-самостоятельная работа занимающихся по индивидуальным планам,

-тренировочные сборы,

-участие в соревнованиях и иных мероприятиях,

-медико-восстановительные мероприятия,

-промежуточная и итоговая аттестация.

Учебный план отделения футбола

Предметные области

 

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап

Начальная специализация

Углубленная специализация

 1 г.

2 и выше

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

Теория и методика физической культуры и спорта

5

9-11%

5

9-11%

12

9-11%

12

9-11%

16

13-17%

16

13-17%

16

13-17%

Общая физическая подготовка

132

13-17%

119

13-17%

158

13-17%

158

13-17%

158

4-6%

158

4-6%

158

4-6%

Специальная физическая подготовка

4-6%

13

4-6%

28

9-11%

28

9-11%

63

9-11%

63

9-11%

63

4-6%

Избранный вид спорта

127

48%

127

48%

198

50%

198

50%

291

55%

291

55%

291

55%

Техническая подготовка

35-45%

35-45%

26-34%

26-34%

18-23%

18-23%

18-23%

Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика

4-6

4-6

5-8

5-8

5-8

5-8

5-8

 

Всего часов в год:

264

264

396

396

528

528

528

Учебный план составлен в академических часах.

 

 

 

 

 

 

Нормативы  максимальных объемов тренировочной нагрузки

Этапные нормативы

 

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап

Начальная специализация

Углубленная специализация

 1 год

Свыше 1 года

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

Количество часов в неделю

6

7

9

9

12

12

12

Количество занятий в неделю (/максимальное)

4

4/5

5/6

5/6

5/7

5/7

5/7

Общее количество часов в год

264

396

528

528

880

880

880

 

   Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать 2 академических часов, в тренировочных группах  не более 3-х академических часов.

    В каникулярное время, во время тренировочных сборов количество тренировок в день увеличивается, но не более максимального количества в неделю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

3.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.

 

    Многолетнюю подготовку от новичка до чемпиона целесообразно рассматривать  как сложную специфическую систему со свойственными ей особенностями с учетом возрастных возможностей юных футболистов. Система спортивной подготовки представляет собой организацию регулярных тренировочных занятий и соревнований. На протяжении многих лет тренировок юные футболисты  должны овладеть техникой и тактикой, приобрести опыт и специальные знания, улучшить моральные и волевые качества.

 Подготовка высококвалифицированных футболистов во многом предопределяется рациональным отбором наиболее одаренных в двигательном отношении мальчиков.

           Программный материал для всех групп занимающихся распределен в соответствии с возрастными особенностями игроков, их общей физической и спортивной подготовленностью и рассчитан на творческий подход со стороны тренеров – преподавателей к его освоению.

         Спортивная тренировка юных футболистов, в отличие от тренировки взрослых, имеет ряд методических и организационных особенностей.

         1. Тренировочные занятия с юными футболистами не должны быть ориентированы на достижение в первые годы занятий высокого спортивного результата (на этапах начальной подготовки и начальной спортивной специализации).

         2. Тренировочные и соревновательные нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма.

         3. В процессе всех лет занятий необходимо соблюдать рациональный режим, обеспечить гигиену быта, хорошую организацию врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья, подготовленностью занимающихся и их физическим развитием.

         4. Надежной основой успеха юных спортсменов  является приобретенный фонд умений и навыков, всестороннее развитие физических качеств, решение функциональных возможностей организма.

         5. С возрастом и подготовленностью юных футболистов постепенно уменьшается удельный вес общей физической подготовки и возрастает вес специальной подготовки. Из года в год неуклонно увеличивается рост общего объема тренировочной нагрузки.

         6. Необходимо учитывать особенности построения школьного учебного процесса в планировании спортивной тренировки.

    Осуществлятьподготовку юных игроков необходимо с учетом неравномерного нарастания в процессе развития их физических способностей.   В  таблице  представлены сенситивные (благоприятные) периоды  развития двигательных качеств, общие для всех детей и подростков.

 

 Примерные сенситивные периоды развития физических качеств.

Морфофункциональные показатели и физические качества

Мальчики, возраст (лет)

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Рост

 

 

 

 

+

+

+

+

 

 

Мышечная масса

 

 

 

 

+

+

+

+

 

 

Быстрота

 

+

+

+

 

 

 

+

+

+

Скоростно-силовые качества

 

 

+

+

+

+

+

+

 

 

Сила

 

 

 

 

 

+

+

 

+

+

Выносливость (аэробные возможности)

+

+

+

 

 

 

 

+

+

+

Анаэробные возможности

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

Гибкость

+

+

+

 

+

+

 

 

 

 

Координационные способности

 

+

+

+

+

 

 

 

 

 

Равновесие

 

+

+

+

+

+

+

 

 

 

 

         Наиболее благоприятным возрастом для обучения движениям (образование и закрепление динамических стереотипов) является период до полового созревания. Поэтому очень важно, чтобы именно в этом возрасте юные футболисты освоили возможно больший объем двигательных навыков.

В период полового созревания (13-15 лет) происходит значительный прирост силы. При этом, чем выше биологический возраст, тем выше силовые возможности. Развитие мышечной силы в различных возрастах протекает неравномерно. До 13 лет упражнения силовой направленности выполняются главным образом с целью содействия гармоничному развитию организма, образования «мышечного корсета».  В этом возрасте нельзя включать в занятия упражнения, связанные с максимальными и продолжительными мышечными напряжениями (предельная величина отягощений не должна превышать 1/3 – 1/2 веса собственного тела).

К 14-15 годам можно применять отягощения с весом 60-70 % от максимального, избегая при этом задержек дыхания и натуживания, предельного количества повторений упражнения.

         В возрасте 15-16 лет упражнения с отягощениями должны иметь скоростно-силовую направленность, т.е. характеризоваться не столько собственно-силовыми проявлениями (статический режим, медленные силовые напряжения), сколько сочетанием силы и быстроты, с акцентом на быстроту.

         Повышенная возбудимость и лабильность нервных процессов в детском возрасте (до 12 лет), является благоприятной предпосылкой для воспитания быстроты двигательной реакции и быстроты движений. Для этого нужно использовать подвижные, спортивные игры, а также разнообразные упражнения, требующие быстрой реакции на заранее обусловленные сигналы, быстрых локальных движений и кратковременных перемещений.

           Максимальная скорость бега увеличивается в период с 14 до 17 лет. В этом возрасте большое место занимают спортивные игры и повторное преодоление коротких отрезков (20, 30, 40, 50, 60 метров) с максимальной скоростью.

 Выносливость на различных этапах возрастного развития повышается неравномерно. Увеличение размеров и функциональных возможностей органов и систем организма, обеспечивающих выносливость, происходит в основном до и во время полового созревания (10-16 лет). В это время, особенно в период полового созревания, эффективность тренировки на общую выносливость значительно выше, чем в последующие годы, когда общая выносливость повышается незначительно.

         Воспитание гибкости осуществляется с помощью упражнений, выполняемых с большой амплитудой движений (махи руками и ногами, наклоны и вращательные движения туловищем и т.д.)

         При силовой тренировке юных футболистов необходимо систематически выполнять упражнения на растягивание работавших мышц.

Этап начальной подготовки

Основные задачи этапа:

1) укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков;

2) постепенный переход к целенаправленной подготовке  в избранном виде спорта;

3) изучение основ техники футбола;

4) обучение индивидуальной и групповой тактики игры;

5) приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами спорта;

5) отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий футболом;

6) привитие стойкого интереса к занятиям спортом;

7) воспитание черт спортивного характера.

         Основные средства:

-подвижные игры и игровые упражнения;

-общеразвивающие упражнения;

-элементы акробатики и самостраховки (кувырки, перекаты);

-всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;

-метание (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мячей и др.)

-скоростно-силовые упражнения (отдельные и в виде комплексов);

-гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки;

-упражнения для развития общей выносливости.

Основные методы выполнения упражнений: игровой, повторный, равномерный, круговой, контрольный, соревновательный.

         Основные направления тренировки:

         Этап НП один из наиболее важных, так как именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения спортивным мастерством. На этапе НП целесообразно выдвигать на первый план разностороннюю физическую подготовку и целенаправленно развивать физические качества путем специально подобранных комплексов упражнений и игр (в виде тренировочных заданий) с учетом подготовки спортсмена. Тем самым достигается единство общей и специальной подготовки.

         На этапе НП нецелесообразно учитывать периоды тренировки (подготовительный, соревновательный и т.д.), так как сам этап начальной подготовки является своеобразным подготовительным периодом в общей цепи многолетней подготовки спортсмена.

         Особенности обучения. Двигательные навыки у юных футболистов должны формироваться параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха. С самого начала занятий необходимо  овладевать основами техники целостного упражнения, а не отдельных его частей. Обучение основам техники целесообразно проводить в облегченных условиях.

         Одной из задач занятий на первом году является овладение основами техники избранного вида спорта. Эффективность обучения упражнениям находится в прямой зависимости от уровня развития физических качеств детей и подростков. Применение на начальном этапе занятий спортом в значительном объеме упражнений скоростно-силового характера, направленных на развитие быстроты и силы, способствует более успешному формированию и закреплению двигательных навыков.

         Методика контроля. Контроль на этапе НП используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Он должен быть комплексным, проводиться регулярно и своевременно, основываться на объективных и количественных критериях, контроль эффективности технической подготовки осуществляется тренером.

         Контроль за эффективностью физической подготовки проверяется с помощью специальных контрольно-переводных нормативов по годам обучения, которые представлены тестами, характеризующими уровень развития физических качеств.

         При планировании контрольных испытаний по физической и специальной физической подготовке рекомендуется следующий порядок: в первый день – испытания на скорость, во второй – на силу и выносливость.

         Участие в соревнованиях. Невозможно достигнуть в будущем высоких стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. На этапе НП значительно увеличивается число соревновательных упражнений. Особое преимущество отдается игровым соревновательным методам.

         Программа соревнований, их периодичность, возраст участников должны строго соответствовать действующим правилам соревнований и доступным нормам нагрузок.

 

 

Тренировочный этап

Основная цель тренировки:углубленное овладение технико-тактическим арсеналом  футбола.

Основные задачи:

1) укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков;

2) улучшение скоростно-силовой подготовки спортсменов с учетом формирования основных навыков;

3) создание устойчивого интереса к занятиям футболом;

4) обучение и совершенствование технических приемов, тактике игры в футбол;

5) постепенное подведение спортсмена к более высокому уровню тренировочных нагрузок;

6) приобретение соревновательного опыта.

Основные средства тренировки:

-общеразвивающие упражнения;

-комплексы специально подготовительных упражнений;

-всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;

-комплексы специальных упражнений из арсенала футбола;

-упражнения со штангой (вес штанги 30-70% от собственного веса);

-подвижные и спортивные игры.

Методы выполнения упражнений:повторный, переменный, повторно-переменный, круговой, игровой, контрольный, соревновательный.

Основные направления тренировки. Этап углубленной спортивной подготовки является базовым для окончательного выбора будущей специализации. Поэтому физическая подготовка на этом этапе становится более целенаправленной.  Учебно-тренировочный этап характеризуется неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, более специализированной работой. Значительно увеличивается удельный вес специальной физической, технической, и тактической подготовки. Тренировочный процесс приобретает черты углубленной спортивной специализации.

На данном этапе в большей степени увеличивается объем средств скоростно-силовой подготовки и специальной выносливости. Развивать скоростно-силовые качества различных мышечных групп целесообразно путем локального воздействия, т.е. применяя в тренировочном процессе специально подобранные комплексы или тренажерные устройства. Применяя тренажерные устройства, следует учитывать: величину отягощения; интенсивность выполнения упражнения; количество повторений в каждом подходе; интервалы отдыха между упражнениями.

Методика контроля. Как и на всех этапах подготовки, контроль должен быть комплексным. Система контроля на учебно-тренировочном этапе должна быть тесно связана с системой планирования процесса подготовки юных футболистов. Она включает основные виды контроля: текущий, этапный и в условиях соревнований.

В процессе тренировок рекомендуются следующие формы контроля: самоконтроль юных футболистов за частотой пульса в покое, качество сна, аппетит, вес тела, общее самочувствие. Педагогический контроль применяется для текущего, этапного и соревновательного контроля. Определяется эффективность технической, физической, тактической и интегральной подготовленности, проводятся педагогические наблюдения, контрольно-педагогические испытания, на основе контрольно-переводных нормативов и обязательных программ.

Участие в соревнованияхзависит от уровня подготовленности футболиста, календаря соревнований.  Основной задачей соревновательной практики следует считать умение реализовать свои двигательные навыки и функциональные возможности в сложных условиях соревновательного противоборства.

         Учебный материал по  общей и специальной физической подготовке в программе представлен без разделения по годам обучения, что дает возможность тренерам самостоятельно планировать прохождение этогоразделапрограммы, сообразуясь с конкретными задачами подготовки и уровнем подготовленности учащихся.

         Учебный материал по технико-тактической  подготовке распределен по возрастным периодам с учетом периодов наибольшего благоприятствования в развитии отдельных физических качеств.

   Теоретическая подготовка имеет немаловажное значение в подготовки спортсменов. Главная ее задача состоит в том, чтобы научить футболистовосмысливать и анализировать как свои действия,  так и действия противника. Не механически выполнять указания тренера, а творчески подходить к ним. Начинающих футболистов  необходимо приучать посещать соревнования, изучать техническую и тактическую подготовленность команд-соперников, следить за действиями судей, просматривать фильмы и спортивные репортажи с соревнований по футболу. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной форме.

  Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно в процессе тренировочных занятий. Она органически связана с физической, технико-тактической, морально-волевой подготовками как элемент практических знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА 

3.2.1 Теоретическая подготовка

 

Программный материал по разделам и этапам спортивной подготовки

 

Тема

Количество часов

НП до 1 года

НП св 1 года

УТГ 

1

г.

УТГ

2

г.

УТГ 3

г.

УТГ4

г.

УТГ

5

г.

1

Вводное занятие. Правила поведения в спортивной школе,

1

 

 

 

 

 

 

2

Инструктаж по технике безопасности при занятии футболом.

1

0,5

0,5

0,5

 

 

 

3

Физическая культура и спорт в России.

 

 

1

1

 

 

 

4

Развитие футбола в Росс

...

Директор спортивной школы Асакаев Алик Шарабдинович