Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Республики Дагестан

"Детско-юношеская спортивная школа с.Эндирей"

Вольная борьба

Пояснительная записка

Программа предпрофессиональной подготовки по спортивной борьбе для ГБУ ДО РД «ДЮСШ с. Эндирей» разработана в соответствии с частью 4 статьи 84 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом Российской Федерации от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте Российской Федерации» и Приказом Минспорта России от 12.09.2013 г. № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам», в соответствии с Приказом Минспорта России от 27.03.2013 г. № 145 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная борьба».
В данной Программе представле¬ны модель построения системы многолетней тренировки, примерные планы-графики тренировочного процесса на каждый год обучения, варианты распределения заня¬тий в недельном микроцикле в зависимости от периода и условий под¬готовки, схемы отдельных микроциклов и тренировочных занятий разной направленности. В этих документах определена общая после¬довательность изучения программного материала, что позволит тре¬нерам-преподавателям «ДЮСШ с. Эндирей» придерживаться в своей работе единого стратегического направления в тренировочном процессе.
Спортивная школа, являясь учреждением дополнительного обра¬зования, призвана способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональ¬ному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.
Результатом реализации Программы является:
На этапе начальной подготовки:
• формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
• формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
• освоение основ техники по виду спорта спортивная борьба;
• всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
• укрепление здоровья спортсменов;
• отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта спортивная борьба.
На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
• общая и специальная физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовка;
• приобретение опыта и стабильность выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта спортивная борьба;
• формирование спортивной мотивации;
• укрепление здоровья спортсменов.
 На этапе со¬вершенствования спортивного мастерства:
• повышение функциональных возможностей организма спортсменов;
• совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки;
• стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях;
• сохранение здоровья спортсменов.

В качестве критериев оценки деятельности спортивных школ на этапах многолетней спортивной подготовки используются следующие показатели:
На этапе начальной подготовки:
- стабильность состава занимающихся;
- динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся;
- уровень освоения основ техники видов спорта, навыков гиги¬ены и самоконтроля.
На тренировочном этапе:
- состояние здоровья, уровень физического развития занимаю¬щихся;
- динамика уровня подготовленности в соответствии с инди¬видуальными особенностями занимающихся;
- освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программами по видам спорта;
- освоение теоретического раздела программы.
На этапе совершенствования спортивного мастерства:
- уровень физического развития и функционального состояния занимающихся;
- выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревно¬вательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным пла¬ном подготовки;
- динамика спортивно-технических показателей;
- результаты выступлений во всероссийских соревнованиях.

Спортивная школа организует работу с занимающимися в течение календарного года. В каникулярное время спортивные школы могут от¬крывать в установленном порядке спортивные, спортивно-оздоровитель¬ные лагеря с круглосуточным или с дневным пребыванием.
Учебная работа в «ДЮСШ с. Эндирей» строится на основании дан¬ной программы и проводится круглый год. Для обеспечения круглого¬дичных занятий и активного отдыха обучающихся в каникулярный период «ДЮСШ с. Эндирей» организуют спортивно-оздоровительный лагерь.
Начало и окончание спортивного сезона зависит от календаря спортив¬ных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанав¬ливается администрацией для каждого вида спорта индивидуально.
В качестве основного принципа организации тренировоч¬ного процесса предлагается спортивно-игровой принцип, предусмат¬ривающий широкое использование (особенно на первых двух-трех го¬дах обучения) специализированных игровых комплексов и тренировочных заданий, позволяющих одновременно с разносторонней физи¬ческой подготовкой подвести учащихся к пониманию сути единобор¬ства с позиций возникающих и создающихся в ходе поединка ситуа¬ций. В этом случае тренировочный процесс строится с учетом естественно и постепенно повышающихся тренировочных требований, по мере реализации которых решаются задачи укрепления здоровья учащихся, развития у них специфических качеств, необходимых в единоборстве, ознакомления их с техническим арсеналом видов борьбы, привития любви к спорту и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям.
Основными формами осуществления спортивной подготовки являются:
• групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;
• работа по индивидуальным планам;
• тренировочные сборы;
• участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;
• инструкторская и судейская практика;
• медико-восстановительные мероприятия;
• тестирование и контроль.

Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях ус¬тановления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимаю¬щихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.
Учебный материал программы представлен в разделах, отражаю¬щих тот или иной вид подготовки борцов: теоретическую, физическую, технико-тактическую, психологическую и соревновательную. Кроме это¬го, представлены разделы, в которых раскрывается содержание восста¬новительных мероприятий, проводимых в «ДЮСШ с. Эндирей» в обязательном по¬рядке в пределах того объема учебных часов, который планируется на тот или иной год обучения, содержание судейско-инструкторской прак¬тики, перечень основных мероприятий по воспитательной ра¬боте, психологической подготовке, а также контрольные нормативы по физической подготовке борцов по годам обучения.
Указанные разделы Программы взаимосвязаны и предполагают вос¬питание гармонически развитых людей, готовых к трудовой, оборонной, спортивной и другим общественно полезным видам деятельности.
Начиная с третьего года обучения, в тренировочных груп¬пах в условиях «ДЮСШ С. ЭНДИРЕЙ», задачи многолетней подготовки связаны с подготовкой спортсменов высокой квалификации с гармо¬ничным развитием физических и духовных качеств, стойких защитни¬ков Родины. В связи с этим процесс подготовки юных борцов приобре¬тает формы и содержание, существенно отличающиеся от первых лет занятий. Его построение осуществляется в связи с требованиями перио¬дизации спортивной тренировки с учетом режима учебы школьников и календаря соревнований. Значительно возрастают тренировочные на¬грузки, психическая напряженность занятий. В связи с этим повышают¬ся роль и значение восстановительных мероприятий (сбалансированно¬го питания, создания соответствующих психогигиенических условий под¬готовки, использования водно-тепловых процедур, массажа и т.п.).
Программа включает нормативную и методическую часть и ох¬ватывает все стороны тренировочного процесса.
При осуществлении спортивной подготовки устанавливаются следующие этапы и периоды:
 этап начальной подготовки – периоды: первый год подготовки, свыше первого года подготовки;
 тренировочный этап (этап спортивной специализации) – периоды: начальной специализации, углубленной специализации;
 этап совершенствования спортивного мастерства – весь период.

Этап начальной подготовки (НП). На этап НП зачисляются уча¬щиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортивной борьбой и имеющие письменное разрешение врача-педиатра.
Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:
- привлечение детей к занятиям физической культурой и спортом и формирование у них устойчивого интереса к систематичес¬ким занятиям спортивной борьбой;
- укрепление здоровья и улучшение физического развития детей и подростков;
- овладение основами техники выполнения физических упраж¬нений и формирование основ ведения единоборства;
- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами физических упражнений;
- выявление задатков и способностей детей, определение вида спорта для последующих занятий, отбор и комплектование учебных групп;
- подготовка и выполнение требований по общей и специаль¬ной физической подготовке соответствующей возрастной группы.

Тренировочный этап:
 период начальной спортивной специализации формируется на кон¬курсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, про¬шедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших при¬емные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Пе¬ревод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по обще¬физической и специальной подготовке.
Цель, задачи и преимущественная направленность периода:
- повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности, воспитание основных физических качеств;
- овладение основами техники и тактики вида борьбы, приобрете¬ние соревновательного опыта путем участия в соревнованиях в различ¬ных видах спорта (на основе комплексной многоборной подготовки);
- подготовка и выполнение нормативных требований по физичес¬кой и специальной подготовке соответствующей возрастной группы;
- приобретение навыков в организации и проведении соревно¬ваний.
 период углубленной спортивной специализации формируется из здо¬ровых спортсменов-разрядников, выполнивших контрольно-перевод¬ные нормативы по общефизической и специальной подготовке.
Цель, задачи и преимущественная направленность периода:
- создание предпосылок к дальнейшему повышению спортивно¬го мастерства на основе всесторонней общей физической подготовки, воспитания специальных физических качеств, повышения уровня фун¬кциональной подготовленности и освоения допустимых тренировоч¬ных нагрузок;
- совершенствование в технике и тактике спортивной борьбы, накопление соревновательного опыта в избранном виде спорта;
- подготовка и выполнение нормативных требований по физи¬ческой и специальной подготовке.

Этап совершенствования спортивного мастерства формируется из спортсменов, выполнивших нормативы спортивного разряда канди¬дата в мастера спорта. Перевод по годам обучения на этом этапе осу¬ществляется при условии положительной динамики прироста спортив¬ных результатов.
Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:
- дальнейшее повышение спортивного мастерства на основе со¬вершенствования общей и специальной подготовленности до уровня требований сборных команд страны, ДСО и ведомств;
- прочное овладение базовой техникой и тактикой греко-римс¬кой борьбы;
- совершенствование индивидуальной «коронной» техники и тактики;
- повышение надежности выступлений в соревнованиях;
- освоение повышенных тренировочных нагрузок и накопление соревновательного опыта.
В данной Программе излагается учебный материал для групп начальной подготовки и тренировочных групп. В группах совершенствования спортивного мастерства совершенствование физической, технико-тактической, психологичес¬кой и теоретической подготовленности борцов осуществляется пре¬имущественно в условиях централизованных тренировочных сборов по индивидуальным планам.
Каждый этап характеризуется своими средствами, методами и организацией подготовки.
Важное значение для успешной реализации целей многолетней подготовки борцов в условиях «ДЮСШ с. Эндирей» имеет использо¬вание передовых методов и методик обучения, тренировки и органи¬зации тренировочного и воспитательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Глава 1. Учебный план

1.1. Длительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта спортивная борьба:

Этапы спортивной подготовки Длительность этапов (в годах) Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) Минимальная наполняемость групп (человек)
Этап начальной подготовки 3 10 12-15
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) 4 12 10-12
Этап совершенствования
спортивного мастерства 3 14 4-7

1.2. Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта спортивная борьба:

Разделы
подготовки Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки Тренировочный этап
(этап спортивной специализации) Этап совершенство-вания спортивного мастерства
1 год свыше года до двух лет свыше двух лет
Общая физическая подготовка (%) 43 - 55 32 - 41 22 - 28 16 - 21 9 - 12
Специальная физическая подготовка (%) 14 - 18 16 - 20 18 - 23 21 - 27 20 - 26
Технико-тактическая подготовка (%) 20-26 25 -32 24 -31 25 - 32 30 - 39
Теоретическая и психологическая подготовка (%) 5 -7 6 - 8 7 - 9 8 - 10 8 - 10
Восстановительные мероприятия (%) - 6 - 7 7 -10 13 - 17 13 - 16
Инструкторская и судейская
практика (%) - 0,5 -1 1 - 2 2 - 3 2 - 3
Участие в соревнованиях (%) 0,5- 1 1 - 2 3 - 5 3 - 6 5 - 6

 

 

1.3. Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта спортивная борьба:

Виды
соревнований Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации) Этап совершенствования спортивного мастерства
до года свыше года до двух лет свыше
двух лет
Контрольные - - 3 - 4 4 - 5 5 - 6
Отборочные - - 1 1 - 2 1 - 2
Основные - - 1 1 1 - 2
Главные - - - 1 1
Соревновательных схваток 8 - 12 8 - 12 14 - 38 14 - 38 40 - 44

1.4. Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки:

Этапный
норматив Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации) Этап совершенствования спортивного мастерства
до
года свыше
года до двух лет свыше двух лет
Количество часов в неделю 6 9 12 20 28
Количество тренировок в неделю 3 5 6 10 12
Общее количество тренировочных недель в год 44 44 44 44 52
Общее количество часов в год 264 396 528 880 1456
Общее количество тренировок в год 132 220 264 440 624

 

 

 

 


1.5. Примерный учебный план многолетней подготовки (в часах):
№ Разделы Группы
Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации) Этап совершенствования спортивного мастерства
Годы обучения
До года Свыше года До двух лет Свыше двух лет Весь период
1. Теоретическая подготовка 10 10 10 15 44
2. Общая физическая подготовка 141 150 161 170 232
3. Специальная физическая подготовка 46 60 112 175 290
4. Технико-тактическая подготовка 30 70 158 234 340
5. Психологическая подготовка 10 10 15 20 60
6. Соревновательная подготовка 2 6 24 50 74
7. Инструкторская и судейская практика - 2 6 20 26
8. Приемные и переводные испытания 10 10 14 16 28
9. Восстановительные мероприятия - 14 40 116 140
10. Врачебный и медицинский контроль 3 4 12 12 12
11. Общее количество 252 336
36 552 828 1248

 

 

 

 

\

 

 


Глава 2. Методическая часть

В данном разделе раскрываются принципы планирования трени¬ровки борцов с учетом модели построения многолетней тренировки и характеристики возрастных особенностей детей и подростков, а так¬же особенностей организации тренировочного процесса на раз¬ных этапах подготовки.

2.1. Методические рекомендации

Весь учебный материал, предусмотренный программой, распределяется в определенной последовательности в соответствии с возрастом занимающихся и избранной спортивной специализации. Учебно-тренировочная работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
Теоретические занятия проводятся в форме бесед и лекций с демонстрацией наглядных пособий и показом учебных фильмов.
Практические занятия должны проводиться круглогодично. Для полноценного проведения тренировочных занятий спортивная школа должна располагать тренировочной базой. Практические занятия проводятся в форме тренировочных занятий с учетом возрастных особенностей учащихся. Вся тренировочная работа строится с учетом режима дня. В основу принципов обучения должны быть положены основные принципы педагогики: сознательность, активность, наглядность, систематичность, доступность, прочность.
При проведении занятий тренеры-преподаватели особое внимание должны уделять правилам техники безопасности.
При многолетней тренировке юных спортсменов необходимо соблюдать в строгой последовательности преемственность задач, средств и методов. Также важное значение имеет принцип целенаправленной разносторонней специальной подготовки, без реализации которого невозможно создать предпосылки для достижения высоких спортивных результатов. Решение этого принципа зависит от умелого подбора средств физической подготовки, правильного соотношения общей и специальной подготовки в процессе многолетних занятий спортом. Важное значение имеет преемственность тренировочных и соревновательных нагрузок, применяемых в занятиях. При проведении тренировок рекомендуется строго соблюдать постепенность в процессе роста тренировочных нагрузок. Необходимо одновременно и параллельно воспитывать физические качества (быстроту, силу, скоростно-силовые качества, выносливость, гибкость, ловкость) у спортсменов различного возраста.
Планируя спортивную подготовку на ряд лет вперед, необходимо придерживаться определенной последовательности при постановке задач и не стремиться решить их сразу в один год. Так, например, в первые два-три года пребывания учащихся в школе тренер должен сосредоточить внимание главным образом на создании прочного фундамента общей физической подготовленности занимающихся и на обучении их спортивной технике. В последующие годы будут последовательно решаться задачи по развитию качеств, совершенствованию в технике и др., в соответствии с возрастными особенностями занимающихся, уровнем их подготовленности и другими факторами.
Необходимо предусмотреть рациональное чередование задач тренировки, объема и интенсивности нагрузок, контрольных нормативов и других показателей в различные годы подготовки.
Постановка задач, контрольных нормативов должна основываться на глубоком анализе содержания и методов тренировки спортсмена в предшествующие годы. Весьма существенно выявить слабые и сильные стороны учащихся, установить какие качества надо подтянуть. Одновременно следует выяснить какие показатели предыдущего плана оказались невыполненными и по каким причинам, были ли достигнуты намеченные темпы роста спортивных результатов.
Чтобы обеспечить поступательное улучшение подготовленности спортсмена в процессе многолетней подготовки, чрезвычайно важным является правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок. Подготовленность спортсмена будет прогрессивно повышаться лишь в том случае, если нагрузка на всех этапах полностью соответствует функциональным возможностям организма спортсмена.
Каждый период следующего годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок, чем соответствующий период предыдущего годичного цикла. По истечении каждого месяца и года тренер и спортсмен должны суммировать и подвергать анализу данные об объеме и интенсивности тренировочных нагрузок. С этой целью следует использовать простейшие таблицы учета комплекса тренировочных нагрузок.
Весьма важно учесть не только объем и интенсивность тренировочных нагрузок, но и сопоставить эти данные с показанными спортивными результатами.
Правильный учет спортивной подготовки может быть осуществлен на основе тщательного анализа всех данных тренировочного процесса.

2.2. Планирование системы подготовки борцов

Процесс подготовки борцов можно рассматривать как слож¬ную динамическую саморегулирующуюся систему. Одной из фун¬кций подобных организованных систем различной природы (био¬логических, социальных, технических) является управление, суть которого состоит в обеспечении сохранения структуры системы либо в переводе системы из одного состояния в другое. В самом общем виде схема управления подготовкой борцов включает в себя три блока:
- систему педагогических воздействий, т.е. программу подго¬товки (перспективные, годичные и оперативные планы),
- систему контроля за реализацией программ подготовки,
- систему коррекции тренировочных программ в случае рассогласования плановых показателей тренировочных нагрузок и состояния спортсменов с реальными показателями, выяв¬ленными в процессе контроля.
Прежде чем приступить к собственно воздействию на ученика, тренеру необходимо:
- определить исходное состояние занимающегося (уровень фи¬зической, технической, психической подготовленности);
- наметить (спрогнозировать) конкретные параметры того со¬стояния, при котором ученик будет способен показать необ¬ходимый результат (в соревнованиях или при выполнении кон¬трольных нормативов);
- на основе сопоставления характеристик исходного и модель¬ного состояния разработать программу педагогических воз¬действий на различные этапы занятий.
Получая в процессе взаимодействия с учеником информацию на основе данных педагогического контроля о его промежуточных со¬стояниях, особенностях поведения спортсмена в ходе тренировочной и соревновательной деятельности, сбивающих факторах, негативно влияющих на эффективность протекания тренировочного процесса, тренер, и частично сам спортсмен, имеют возможность вносить кор¬рекцию в систему педагогических воздействий (тренировочную про¬грамму).
В соответствии с вышеприведенной схемой планирование и кон¬троль в процессе подготовки борцов должны включать в себя:
- анализ и оценку особенностей определенного контингента за¬нимающихся;
- прогнозирование различных количественных показателей мо¬дели потребного состояния занимающихся;
- разработку системы педагогических воздействий от отдельных уроков до больших циклов занятий с учетом основных закономернос¬тей теории спортивной тренировки;
- систему методов педагогического контроля.

Объективной основой планирования являются закономерности те¬ории спортивной тренировки, отраженные в следующих требованиях:
1. Планирование должно быть целенаправленным, что предусмат¬ривает четкое определение конечной цели учебно-воспитательной и спортивной работы.
2. Планирование должно быть перспективным, рассчитанным на ряд лет.
3. Многолетний перспективный план должен представлять собой целостную систему подготовки борцов, включать в себя планы на раз¬личные периоды занятий (год, этап, отдельное занятие) и предусмат¬ривать целенаправленное применение системы средств и методов пе¬дагогического контроля за ходом выполнения этих планов.
4. Планирование должно быть всесторонним и охватывать весь комплекс задач (образовательных, оздоровительных, воспитательных), которые должны решаться в процессе физического воспитания.
5. Планирование должно быть конкретным и реальным, предус¬матривать строгое соответствие задач, средств и методов обучения состоянию занимающихся, а также материаль¬но-техническим, климатическим и другим условиям. При этом следует иметь в виду, что степень детализации различных планов обратно пропор¬циональна сроку, на который данный план разрабатывается.
6. В процессе планирования необходимо учитывать современные научные данные теории и методики спортивной борьбы и опираться на передовой опыт практики.
7. Документы планирования должны быть относительно просты¬ми, по возможности, не слишком трудоемкими, наглядными, доступ¬ными и понятными как для тренеров, так и для самих занимающихся.

Различают внешнее и внутреннее планирование.
Внешнее планирование (или планирование «сверху») осуществ¬ляется государственными учреждениями. Документы такого планирования носят директивный характер и служат определению генераль¬ных направлений в развитии спортивной борьбы. Сюда, прежде всего, следует отнести учебные программы, классификационные программы, календарь международных и всероссийских соревнований и др.
Внутреннее планирование. На основании этих директивных документов разрабатываются так называемые внутренние планы, разрабатываемые для коллекти¬вов команд, отдельных спортсменов. В зависимости от того, на какой срок составляются планы, различают перспективное, текущее и опера¬тивное планирование.
При этом необходимо рассматривать процесс планирования в двух аспектах: статическом и динамическом.
Статический аспект планирования предусматривает оптимальное соотношение для различных видов физического воспитания между от¬дельными сторонами подготовки на относительно длительный пери¬од занятий (годичный цикл тренировки, учебный год и т.п.): между отдельными видами физических упражнений, между общефизической и специальной подготовкой, между силовой подготовкой и воспита¬нием выносливости и т.д.
Динамический аспект заключается в оптимальном распределении во времени отдельных разделов тренировки в более короткий период подготовки (этап, недельный микроцикл, отдельное тренировочное за¬нятие).
В технологии собственно планирования можно выделить следу¬ющие основные операции:
- определение конечной целевой функции плана и промежуточ¬ных задач подготовки;
- определение программно-нормативной основы достижения ко¬нечной цели и промежуточных задач;
- определение необходимого объема знаний, умений, навыков;
- определение основных суммарных параметров тренировочных нагрузок;
- распределение тренировочных нагрузок во времени.

Кратко рассмотрим особенности и условия выполнения каждой операции.
Конечная целевая функция каждого плана, а также промежуточ¬ные задачи выбираются в зависимости от возраста, уровня подготов¬ленности занимающихся, от стажа занятий, специфики избранного вида спорта и форм организации занятий. При этом конечные цели опреде¬ляются, как правило, на большие периоды занятий (обычно на несколь¬ко лет или на один год), а на менее продолжительные этапы занятий ставятся конкретные задачи, последовательное решение которых дол¬жно быть направлено на достижение конечной цели.
После того, как поставлены цели и задачи спортивной подготов¬ки, переходят к определению содержания учебно-воспитательного и тренировочного процесса. Определение необходимого объема знаний, умений и навыков осуществляется на основе систематики и классифи¬кации техники и тактики вида борьбы, опыта, накопленного теорией и практикой спорта.
К программно-нормативным основам планирования относят¬ся спортивно-технические показатели и контрольные нормативы, характеризующие подготовленность и функциональное состояние занимающихся. Такие показатели и нормативы выбираются на ос¬нове Единой Всероссийской спортивной классификации, данных ме¬дицинского и врачебного контроля, а также на основе модельных характеристик, отражающих уровень развития вида борьбы и со¬стояния спортсменов, способных показывать высокие спортивные результаты.
При определении основных параметров тренировочных нагру¬зок необходимо учитывать специфику избранного вида спорта, пе¬редовой опыт теории и практики спортивной борьбы, данные науч¬ных исследований в области теории и методики спортивной борьбы, состояние занимающихся и их спортивную классификацию. Все па-раметры тренировочных нагрузок подразделяют на следующие ос¬новные группы:
- параметры величины (объем и интенсивность);
- параметры специализированности (специфические и неспеци¬фические нагрузки);
- параметры направленности (аэробные, аэробно-анаэробные, анаэробные гликолитические, анаэробно-алактатные и анаболические нагрузки);
- параметры координационной сложности.
Перечисленные параметры тренировочных нагрузок позволяют достаточно полно оценить количественную и качественную меры воз¬действия каждого физического упражнения на организм занимающих¬ся. Вся сложность этой операции состоит лишь в выборе оптимальных параметров тренировочных нагрузок для конкретного контингента занимающихся. Причем главное внимание следует уделять параметрам величины нагрузок, т.к. неправильный выбор объема и интенсивнос¬ти воздействия может привести к весьма негативным последствиям (яв¬лениям перенапряжения и перетренированности). Это связано с тем, что физическая нагрузка, являясь фактором внешней сферы, оказыва¬ет на организм занимающегося определенные воздействия, которые проявляются, прежде всего, в изменении гомеостаза внутренней среды организма. Однако, допустимый диапазон этих изменений весьма не¬велик. Поэтому в процессе выполнения запланированных параметров нагрузок необходимо уделять самое пристальное внимание медицинс¬кому и врачебному контролю за состоянием занимающихся.
Наиболее ответственной операцией планирования является рас¬пределение тренировочных нагрузок во времени. От правильного осу¬ществления этой операции зависит в целом успех всей работы по под¬готовке борцов. Степень детализации и конкретизации в распределе¬нии тренировочных нагрузок зависит от длительности этапа, на кото¬рый составляется план. Чем короче этап, тем ответственней нужно подходить к этому процессу.
При этом большое внимание следует уде¬лять распределению тренировочных нагрузок:
- по специализированности, т.е. по соотношению специфичес¬ких и неспецифических средств подготовки;
- по направленности, т.е. по распределению в определенной пос¬ледовательности аэробных, анаэробных, анаболических и смешанных нагрузок;
- по величине и координационной сложности, т.е. в определен¬ном чередовании нагрузок и отдыха, сложнокоординированных и от¬носительно простых упражнений и т.п.
Оптимальное распределение нагрузок, которое позволит добить¬ся наилучших результатов, во многом зависит от того, насколько бу¬дут учтены при этом общие и специфические закономерности спортив¬ной тренировки.

В зависимости от продолжительности периодов и этапов, на ко¬торые составляются планы, выделяют перспективное (многолетнее), те¬кущее (годичное и поэтапное) и оперативное планирование.
Перспективное планирование предусматривает определение цели, направленности, основных задач и содержания системы подготовки борцов на длительный период времени; прогноз спортивных результатов, спортивно-технических показателей и нормативов, которых не¬обходимо добиться в процессе многолетних занятий.
К основным исходным и директивным документам перспектив¬ного планирования, на основе которых разрабатываются все последу¬ющие документы текущего и оперативного планирования, относятся учебный план, учебная программа и многолетний перспективный план подготовки спортсменов на 4-8 лет (групповой и индивидуальный), разрабатываемый в соответствии с моделью построения многолетней тренировки борцов.
К документам текущего планирования относятся график учебно¬го процесса, годичный план подготовки (командный, индивидуаль¬ный), календарь спортивно-массовых мероприятий.
Планирование учебного материала в годичных циклах осуществ¬ляется с учетом периодизации тренировочного процесса, в которой учи¬тываются основные закономерности развития спортивной формы. Исключение составляет планирование тренировочного процесса для юных спортсменов 1-го года обучения в группах начальной под¬готовки, где оно подчинено задачам обучения и всестороннего физи¬ческого развития, ознакомлению с основными средствами подготовки борца и основами ведения единоборства.
В связи с этим 1 год обучения можно разделить на три этапа:
- этап отбора и комплектования учебных групп (2 мес.),
- этап ознакомления с основными средствами подготовки борца (7 мес.),
- этап подготовки и выполнения программных требований и контрольных нормативов по ОФП и СП (3 мес.) - подготовка на этом этапе предусматривает выезд в спортивный лагерь и индивидуальную самостоятельную подготовку по заданию тренера в период летних каникул.
Для последующих групп (2-й и 3-й годы обучения - для групп начальной подготовки и 1-й, 2-й годы обучения - для трени¬ровочных групп) планирование связано с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях и предусматривает разделение годичных циклов на три периода: подготовительный (6 мес.), соревнователь¬ный (4 мес.), переходный (2 мес.).
Для групп СС предусматривается 2-х или 3-х-цикловое пла¬нирование, при котором каждый цикл, в свою очередь, подразделяет¬ся на три периода.

2.3. Характеристика возрастных особенностей детей и подростков

Современная система подготовки спортивного резерва и отбора наиболее одаренных спортсменов в связи с некоторым омоложением возраста занимающихся в отдельных видах спорта, а также чемпио¬нов, требует глубокого изучения роста и развития детского организма. Понятие о росте и развитии организма относится к числу основ¬ных понятий в биологии. Под термином «рост» понимаются количе¬ственные изменения, происходящие в организме – увеличение длины, объема и массы тела, связанные с изменением количества числа клеток и их органических молекул в детском и подростковом организме. Тер¬мин «развитие» обозначает все качественные изменения организма, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и орга¬нов, усложнении их взаимоотношений и т.д.
Количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой, поскольку количественные изме¬нения, происходящие в организме, приводят к образованию новых качественных особенностей. Например, формирование двигательных функций связано с созреванием нервно-мышечного аппарата, обеспе¬чивающего осуществление этих функций.
Историческое развитие человека принято обозначать термином «филогенез». Индивидуальное развитие организма от формирования зиготы до естественного окончания индивидуальной жизни называют онтогенезом.
Рост и развитие всех органов и систем происходит непр

...

Директор спортивной школы Асакаев Алик Шарабдинович